hrodgar (hrodgar) wrote,
hrodgar
hrodgar

  • Location:
  • Music:

Средневековые игры




Шахматы

Шахматы – одна из древнейших игр. В шахматы играли еще при дворе Карла Великого. В кабинете древностей Французской Национальной библиотеки хранятся несколько фигур из Сен-Дени, принадлежавших этому монарху.

Шахматы были страстью дворянства. Их популярность заставляет несколько изменить сложившееся мнение о знати, т.к. шахматы требуют определенной культуры ума и навыков комбинированного мышления.

Нередко игроки от размышлений над шахматной доской переходили к драке (см. рисунок). В романах и хрониках встречаются упоминания о том, как шахматная партия становилась даже поводом для военных столкновений [Роман об Ожье Арденском].


Шахматные доски и фигуры изготавливались с большим искусством: "Потом послали за шахматами и сели за игру. Принесли их в чехле из бархата на бархатной подкладке, изящно вышитом перьями феникса. Шахматная доска была такой, что лучшей вовек не бывало: окантовка из чистого золота, с прозрачными полями, а поля из изумрудов, зеленых как луговая трава, и алых рубинов, подобных горящему очагу. Фигуры из сапфиров и из богатых топазов во всем их блеске" [Роман об Александре].

В шахматы часто играли и дамы, что изображено на многих миниатюрах (см. рисунок из Романа об Александре).

Фигуры в средневековых шахматах были подобны современным. С XII по XIV вв. в числе шахматных фигур были павлин (paon - пешка), скала (rook - ладья), дева (fierge - ферзь), рыцарь (chevalier - конь), офен (aufin – слон).



Находки по шахматам:

* Шахматы с острова Люис, Шотландия, 1150 г., 2 фигуры хранятся в Британском Музее, остальные 11 в Национальном Музее Эдинбурга. Согласно легенде в 1831, на Острове Льюис, во Внешних островах Шотландии, местный рыбак нашел маленькую пещеру из камня, приблизительно на 15 футов ниже вершины песчаной отмели, которая была частично смыта морем. Будучи особенно суеверным, горец побоялся тревожить "крошечный народец" у их пещеры, иначе он был бы проклят. Его жена была не столько напугана и решилась зайти внутрь, и в пещере были обнаружены шахматные фигуры. Это, вероятно, самые известные из когда-либо находимых шахмат. Они сделаны из клыка моржа, и как полагают, имеют исландское происхождение.




* Шахматы из Лейпцига. Это шахматы четырнадцатого века, находятся в Лейпцигском Музее. Большое количество шахматных фигур этого стиля были импортированы в Англию, особенно в позднее средневековье. Множество подобных фигурок, особенно "скала", были найдены на раскопках в Йорке, Лондоне и Оксфорде.



Шахматы из Лейпцига


Четыре времени года


Одним из видов игры в шахматы были так называемые «четыре сезона». Впервые этот тип игры упоминается в «Книге Игр» испанского короля Альфонса X и датируется 1240 г. Правила игры:

Поле: игра идет на доске 8 на 8 клеток. Через поле прочерчены две диагонали, которые пересекают центральные 8 клеток. Одна диагональ пересекает с3, d4, e5 и f6, другая c6, d5, e4, и f3.

Игроки: играть в игру могут одновременно 4 человека. Каждый из игроков олицетворяет собой четыре времени года, четыре стихии и четыре настроения человека. Зеленый – весна, воздух и возбуждение Красный – лето, огонь и гнев Черный – осень, земля и меланхолия Белый – зима, вода и хладнокровие

Стартовое положение фигур:

* Зеленые – Король (King) a8; Скала / Rook (Конь) b8; Рыцарь / Knight (Слон) a7; Епископ / Bishop (Ладья) b7; Павлин / Pawn (Пешка) a6, b6, c8, c7.
* Красные – a1; b1; a2; b2; a3, b3, c1, c2.
* Черные – h1; g1; h2; g2; g3, h3, f1, f2.
* Белые – h8; g8; h7; g7; h6, g6, f8, f7.

Движение фигур: Король, Скала и Рыцарь двигаются как в обычных шахматах. Епископ может прыгать через одну клетку. Пешки двигаются как обычно, но без первого шага на две клетки. Пешки могут двигаться только прямо. Если пешка доходит до края поля – она становится «Полководцем». Он может двигаться на одну клетку по диагонали. Зеленые ходят первыми. Затем остальные игроки против часовой стрелки. Игрок проигрывает в том случае, если у него «съедают короля». Выигрывает последний оставшийся в живых игрок.

Также есть усложненный вариант – каждый игрок бросает кости. Какая цифра выпадет, та фигура и ходит.



Четыре времени года


Трик-Трак

Игра в «таблички», как ее тогда называли, была ничем иным, как трик-трак. В нее играли имея набор костей и табличек из слоновой кости или дерева.

В книге расходов французского короля Иоанна, находившегося в английском плену (1356-1364), упоминается игра в таблички [Comptes de l’argenterie des rois de France au XIV siecle...]. Одна из консолей, поддерживающих балки перекрытия в замке Пьерфон (Зал Наемников), изображает даму и рыцаря, играющих в таблички.


Манускрипт XV в., Германия


Манесский кодекс (1300-1330 г.), Германия


Лютрельский Псалтырь (1340 г.), Англия


«Книга игр» короля Альфонса Х (1240 г.), Испания


Поле для игры, 1475-1500, Мюнхен

Иероним Босх, XV век, Фландрия

Кости

Шахматы, трик-трак, кости – были излюбленными видами отдыха рыцарей и солдат в военной обстановке. Командиры нередко были вынуждены запрещать такое времяпрепровождение. Иногда оно было причиной серьезных нарушений по службе, и вело не только к трате денег, но и к ссорам.

Кости

Людовик Святой хотел наложить штраф на всех, кто играет как в шахматы, так и в кости и трик-трак. Но эти предписания не могли быть исполнены, как и множество других, с помощью которых пытались изменить нравы. Азартные игры были широко распространены во всех социальных слоях общества, несмотря на королевские эдикты, постановления соборов, отлучения.

В «Больших хрониках» Жеана Красивого (середина XIV в.), можно найти такую фразу: «После обеда приключилась великая ссора между слугами горожан Эно и английскими лучниками, стоявшими на постое в городе. Причиной таковой послужила игра в кости; и принесла оная ссора много зла, как вам сие ведомо». Действительно, на шум схватки сбежались вооруженные лучники, и перебили многих слуг, которые разбежались по домам своих хозяев. Те, в свою очередь, взялись за оружие, вступившись за слуг, и три сотни лучников нашли тогда свою смерть.


Манускрипт XV в., Германия




Роман об Александре (1338), Фландрия

Кости

Далее мы рассмотрим одну из популярнейших игр в кости.

Домик Счастья (Gluckshaus)

Старинная германская игра. Игралась обычно на резной и качественно раскрашенной деревянной доске.


Поле для игры Домик счастья

Правила: В игру могут играть различное количество игроков (оптимальное 4-5 человек). Каждый игрок по очереди кидает кости. Если выпадает:

* пустое поле – то игрок кладет туда монетку
* поле с монеткой – игрок забирает монетку
* Свадьба (7) – игрок всегда кладет монетку, ибо на свадьбу всегда дарят подарки
* Удачливая хрюша (2) – игрок забирает монетки со всех полей, кроме Свадьбы
* Король (12) – игрок забирает все монеты со всех полей, ибо никто не может противиться Королю.

Во времена Ренессанса если игрок выбрасывал 4, он платил монетку владельцу доски. В дружеской игре, если выпадает 4 – или игрок перебрасывает, или теряет ход.

Девять пляшущих мужчин / Nine Men’s Morris

Эта игра имела широчайшее распространение. Она была вырезана в храме в Курне (Египет) 1400 лет д.н.э. Упоминается в Китае 500 лет д.н.э. Доски для этой игры были найдены на Цейлоне (9- гг. н.э.). В эту игру играли римские солдаты на привалах. Она была найдена и в греческих Афинах, и в захоронениях бронзового века в Исландии. Поле для игры было вырезано на корабле викингов X в. Gokstad’е.

В средние века игра пришла в Европу. Поля для нее находили на скамьях в соборах Норвича (Norwich), Глостера (Gloucester), Солсбери (Salisbury), и даже Вестминстерского Аббатства (Westminster Abbey). Изображения людей играющих в «ДПМ» встречаются и в «Книге Игр» короля Альфонса X (1240), и во фламандском манускрипте «Романе об Александре» (1338).

Также поле для игры было найдено на крышке бочонка с корабля «Мэри Роуз» (Mary Rose), начала XVI века. Название Девять пляшущих мужчин первый раз встречается у Шекспира в «Сне в летную ночь» (1594), когда Титания говорит «The nine mens Morris is fild up with mud». Имеется ввиду, в игру играли на поле нарисованном на земле. Слово «Morris» возможно имеет сходное происхождение, что и термин «Moorish» в танце. А возможно оно происходит от французского фишка – «merrel». В Германии игру называли Muhle (Ряд).


Девять пляшущих мужчин
Роман об Александре (1338), Фландрия


Девять пляшущих мужчин
«Книга игр» короля Альфонса Х (1240 г.), Испания



Поле для игры, Германия, конец XV в.

Правила

У каждого игрока есть по 9 фишек (фигурок). Игра начинается с первой части игры, с установки их на поле. Игроки по очереди ставят по одной фишке на любую не занятую точку. Если процессе выставления фишек один из игроков строит «ряд» (т.е. имеет три выстроенные в ряд фишки), то он может убрать одну фишку противника (кроме тех, что находятся в «ряду»). После выставления фишек начинается вторая часть игры. Также как и выставляли, игроки по очереди начинают двигать фишки. Двигаться можно на любую свободную соседнюю точку. Игрок, который не может сделать ход – проигрывает.



Поле и фишки для игры



Пример игры в «Девять пляшущих мужчин» на поле из дерева

Далее идут два варианта правил с разными вариантами полей:

* стандартный – можно построить ряд, потом вывести из него одну фишку, затем вернуть ее обратно и «съесть» фишку противника. Так можно делать до бесконечности.
* построив один ряд, «съев» им фишку противника, больше «есть» им нельзя. Нужно строить другой ряд, по другим точкам. Этот вариант играется на доске с диагональными рядами.

Игрок проигрывает если у него остается 2 фишки, т.е. он не может построить «ряд». Игрок может также проиграть даже на первом этапе игры, если все его фишки будут заблокированы.

Лиса и Гуси (Fox & Geese)

Данная игра предположительно имеет скандинавское происхождение. Игра под названием «Hala-taft» упоминается в исландской саге «Grettis», в 1300 г. В Европу попала видимо раньше, во время набегов викингов. Следующее упоминание касается заказа Эдуарда IV. Короля Англии (1461-1483) двух лис и двадцати шести собак (это английский вариант) из серебра. Наконец предположительно эта игра названная «Freystafl» в поздних исландских сагах и есть «Лиса и Гуси».


Лиса и гуси
«Книга игр» короля Альфонса Х (1240 г.), Испания

Правила

В игру играют двое. Один играет лисой (1 фишка). Его цель съесть как можно больше гусей. Победа достигается после того как останется Х.

Другой играет гусями (13 фишек). Его цель зажать Лису в угол и не дать ей двигаться. Игра начинается с положения показанного картинке.


Поле и фишки для игры

И лиса, и гуси могут ходить только по линиям соединяющим ближайшие точки. Игроки делают ход по очереди. За один ход можно передвинуть одну фишку, на одну точку.

«Съедание» гусей происходит путем перепрыгивания их лисой, причем это процесс может повторяться (как в шашках). Задача гусей построить стройные ряды из двух гусей которых лиса перепрыгнуть не сможет.


Карты

Существует предположение, что первые карты или «наибис» (naibis), были сделаны в Италии, чтобы одновременно забавлять и обучать детей. Позже пришли к мысли, что использовать рисунки на карточках для комбинационных и азартных игр, которые могли заменить игру в кости.

В ХIV в. В Италии была серия рисунков, которая составляла альбом из пятнадцати частей, интересный для детей разнообразием рисунков.

Эта серия рисунков называлась «наибис», и была воспроизведена в анонимных гравюрах, приписываемых художнику Андреа Мантенья.

Cloisters (1400-1600)

Колода так называемых «Монастырских» (Cloisters) игральных карт – единственный известный комплект из 52 карт.

В колоде 52 карты, 4 цвета, в каждом свой король, королева, валет и карты с номерами от 1 до десятки. Дизайн колоды не похож ни на одну из более ранних колод карт. Он выполнен в стилистике собачьей охоты. Ошейники, поводки, охотничьи рога и арканы. Каждая масть лишь частично отличается по цвету – ошейники и рога красные, а поводки и арканы голубые.

Карты сделаны из четырех слоев бумаги склеенных вместе, при этом карты очень жесткие. При создании на карту сначала наносили контур, затем раскрашивали в разные цвета, иногда с применением золота и серебра. Костюмы персонажей на картах выполнены по бургундской моде, господствовавшей в южных Нидерландах в 1475 г.



Венский комплект (1455)

Также существует колода из 48 карт, хранящаяся в музее в Вене. В этой колоде изображена жизнь придворных. Каждая масть имеет свой геральдический символ (Богемия, Священная Римская Империя, Франция и Венгрия). Достоинства карт отражают придворную иерархию.

Предположительно, что эта колода принадлежала Ladislaus’у "Postumus" (1457), герцогу Австрийскому, Королю Венгрии и Богемии.



Источники

1. Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк. Жизнь и развлеченияв Средние века. – СПб.: "Евразия", 2003 г.
2. Йенс Руге (Jens Ruge) "Gesellige Spiele im Mittelalter und heut"
3. Лиса и Гуси – http://www2.kumc.edu/itc/staff/rknight/Game6.htm
4. Nine Men's Morris – http://www-cs.canisius.edu/~salley/Articles/morris.html


(С) Андре, Ротгер, клуб Льеж (http://www.clubliege.ru/)
Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment